Бухгалтерское сопровождение ооо на усн
При ведении коммерческой деятельности большинство организаций и индивидуальных предпринимателей из сегмента малого и среднего бизнеса имеют возможность выбрать для себя один из действующих режимов налогообложения. Как показывает практика, упрощенная система налогообложения (УСН) применяется наиболее часто, т.к. является удобным и выгодным инструментом, позволяющим регулировать налоговую нагрузку на бизнес.
Однако, применяя УСН, многие забывают уделять должное внимание вопросам учета и документального оформления своих хозяйственных операций. Последствия такого отношения могут быть весьма негативными по многим причинам. Рассмотрим их более подробно.
Особенности применения усн
Как начинающие, так и уже действующие на рынке юридические лица и предприниматели могут выбрать для себя один из двух вариантов системы налогообложения: общую (ОСНО) либо упрощенную (УСН). Причем т.н. «упрощенка» предполагает особый порядок уплаты налогов, который сориентирован государством на представителей малого и среднего предпринимательства.
Однако широкое применение УСН можно объяснить не только уменьшением налоговой нагрузки. С ее применением связана и относительная простота бухгалтерского и налогового учета, уменьшение объемов отчетности. Это особенно относится к индивидуальным предпринимателям, которые могут не вести бухгалтерский учет (см. ниже). Таким образом, снижение затрат (как материальных так и временных) на ведение учета и сдачу отчетности является немаловажным фактором для ее выбора.
Тем не менее, однозначно утверждать, что УСН — самая привлекательная система учета и налогообложения нельзя. Ведь специфика бизнеса очень многообразна, и не факт, что применение УСН для конкретного вида деятельности будет простым и выгодным. Например выбор объекта налогообложения «доходы», со ставкой налога 6%, вряд ли приемлем для предприятия оптовой торговли. Ведь в этом случае придется облагать весь товарооборот, без учета расходов на приобретение реализуемых товаров.
Преимущества и недостатки усн
Как и любой режим налогообложения, УСН имеет свои преимущества и свои недостатки. Например, к преимуществам можно отнести:
- выбор приемлемого объекта налогообложения (либо «доходы» со ставкой налога 6%, либо «доходы уменьшенные на величину расходов» со ставкой налога 15%);
- относительная простота налогообложения (один налог вместо нескольких, как при ОСНО);
- возможность применения одновременно с другими спецрежимами (например ЕНВД);
- подача налоговой декларации один раз в год (по итогам налогового периода).
Однако УСН имеет и свои минусы. К ним можно отнести:
- отказ крупных компаний, работающих с НДС, от сотрудничества с «упрощенцем» (для них невыгодно — нет входного НДС);
- всевозможные ограничения по ее применению (ст. 346.12 НК РФ), нарушение которых приводит к переходу на иной режим (ст. 346.13 НК РФ);
- невозможность территориального роста бизнеса, т.к. нельзя иметь филиалы;
- невозможность уменьшения налоговой базы (при ставке 15%) по всем осуществленным расходам (закрытый перечень ст. 346.16 НК РФ).
Требования к учету при применении усн
Благодаря кажущейся простоте ведения бухгалтерского и налогового учета при применении УСН, многие организации не уделяют должного внимания этим вопросам. Особенно удручающей выглядит картина учета у индивидуальных предпринимателей, которые пытаются заниматься этим самостоятельно, не прибегая к помощи бухгалтера.
Причиной для такого отношения было также и то, что до вступления в силу фед. закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие УСН, были освобождены от ведения бухгалтерского учета (за некоторыми исключениями).
Однако, вступивший с 01.01.2013 года закон требует от экономических субъектов ведения бухгалтерского учета и представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности при любом режиме налогообложения. Несмотря на определенные поблажки для субъектов малого предпринимательства, которые в нем содержатся (т.н. упрощенные способы), требования к ведению учета остались общими для всех (см. письмо Минфина России от 27.02.2015 № 03-11-06/2/10013).
Проблемы учета при применении усн
Для тех организаций и предпринимателей, которые хотят полностью контролировать свои бизнес-процессы, обязанность своевременно оформлять все документы по покупкам и продажам, вести банк и кассу, правильно начислять зарплату, считать амортизацию, точно учитывать взаиморасчеты с контрагентами и т.п. не является избыточной. Ведь показатели такого учета они используют для получения подробной информации о текущем состоянии дел в компании и последующего экономического анализа ее деятельности.
Помимо этого, фирмам, применяющим УСН, но не относимых к малым предприятиям, а также таким, которые имеют риск перехода с УСН на ОСНО, необходимо должным образом вести учет еще и потому, что потеря статуса «упрощенца» может привести к ситуации, когда возникнет необходимость полного ведения учета, но при этом будет отсутствовать легитимная учетная база за предшествующий период. И тогда возникнут серьезные проблемы не только с бухгалтерским, но и налоговым учетом! А это может привести к недостоверности отчетных данных и, как следствие, к штрафным санкциям со стороны налоговых и иных контролирующих органов.
Особенно это касается тех предпринимателей, которые не только не ведут учет, но и не любят собирать оправдательные документы, уделяя этим вопросам преступно малое внимание. Необходимо помнить, что любой учет строится на данных первичных документов, которые могут быть признаны контролирующим органом (при проверке) или судом только в том случае, когда их оформление соответствует требованиям действующего законодательства!